г. Москва,
+7 495 580-58-50, многоканальный
+7 495 517-47-00, круглосуточный
г. С.-Петербург, +7 812 643-20-73, многоканальный
Россия, 8 800 500-31-02, многоканальный
info@trade-house.ru Обратный звонок Задать вопрос Акции
«ТВЕРЬ», «СВИРЬ», «СВИЯГА», «ДЕЗИС» и НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ

Меню

Главная / О компании / Cтатьи / Очистка сточных вод от АЗС, автомоек, складов ГСМ

Кунахович А.А.
директор АО "ТД "Инженерное оборудование".

Автозаправочные станции, объекты автотранспортных хозяйств и предприятий, использующих в своей производственной деятельности нефтепродукты, обычно имеют открытые площадки и достаточно развитую дорожную сеть, с которой отводятся дождевые сточные воды, загрязнённые взвешенными веществами, в основном, песчаными и глинистыми частицами и отходами нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо, масла и др.

Эти сточные воды представляют опасность для окружающей среды, и перед сбросом должны быть очищены до экологических нормативов, которые в РФ являются одними из самых жёстких в мире.

Достаточно указать, что при сбросе очищенных сточных вод в водоёмы рыбохозяйственного водопользования, к которым по классификации относятся большая часть поверхностных водоёмов, содержание нефтепродуктов в сточных водах не должно превышать 0.05 мг/л. Можно для сравнения заметить, что допустимое содержание нефтепродуктов в питьевой воде – 0.1 мг/л.

Очевидно, что очистка сильно загрязнённых сточных вод до столь низкой остаточной концентрации загрязнений представляет трудную инженерную задачу, решение которой осложняется сопутствующими факторами: эпизодическим характером поступления сточных вод и взрывоопасным характером удаляемых из сточных вод нефтепродуктов.

Первое обстоятельство затрудняет организацию работ по обслуживанию, а второе – требует ряда мероприятий, обеспечивающих пожаровзрывобезопасность при эксплуатации установок.

Установки должны быть компактны, допускать свободное размещение, как в плане, так и по высоте (для возможности рационального использования участков неправильной формы, выноса ёмкостей из зоны грунтовых вод, возможности самотёчного отвода очищенных сточных вод при малой глубине заложения водоприёмной системы). Кроме того, установки должны иметь приемлемые стоимости поставки, монтажа и эксплуатации.

Установки для очистки дождевых сточных вод могут использоваться и для очистки моечных вод грузовых автомобилей, которые имеют аналогичный состав загрязнений. В тоже время при мойке легковых автомобилей применяют авто шампуни и удаление содержащихся в моечных водах поверхностно-активных веществ требует применения специальных технологий. С другой стороны, очистку моечных вод рационально решать в комплексе с подачей очищенных сточных вод к моечным постам, т.е. предусматривать оборотную систему водоснабжения моек. Такой подход позволяет в 6-8 раз снизить потребление свежей водопроводной воды на мойку, уменьшить производительность системы глубокой очистки сточных вод, поскольку она требуется лишь для избыточной воды, и резко снизить неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.

Для решения этих задач были разработаны и освоено производство малыми сериями установки "Свирь" для очистки дождевых сточных вод АЗС и других объектов автомобильного транспорта (в том числе, моек для грузовых автомобилей), с концентрацией загрязнения:
по взвешенным веществам,
по нефтепродуктам.

Установка "Свирь" включает насосную станцию, блок очистки и сорбционный фильтр, поставляемый при повышенных требованиях к степени очистки.
Подземная насосная станция выполняется в виде ёмкости, оснащённой погружным автоматизированным канализационным насосом. На входе дождевых сточных вод в ёмкость предусмотрен решётчатый контейнер. Задержанные в нём отбросы периодически удаляются в мусоросборный контейнер. Из ёмкости предусмотрен переливной трубопровод для отвода сточных вод при дождях с интенсивностью выше расчётной для очистных сооружений.

Насосная станция установки выполняет функции делительной камеры, что позволяет исключить необходимость строительства дорогостоящей и обычно неудовлетворительно работающей гидравлической делительной камеры на сети дождевой канализации объекта. Благодаря напорной подаче сточных вод обеспечивается независимое размещение установки в плане и в высотном положении с самотёчным отводом очищенных сточных вод даже при малой глубине заложения водоотводящей системы. Кроме того, насосная станция обеспечивает приём загрязнённых сточных вод от промывки фильтра, для чего в приёмную ёмкость насосной вводится трубопровод сброса грязной промывной воды от фильтра в блоке очистки, на вводе которого установлен шаровой кран, управляемый с поверхности земли.

Блок очистки размещается в полунасыпи-полувыемке таким образом, чтобы его высотное положение обеспечивало самотёчный отвод грязной промывной воды от фильтра в насосную станцию.

В состав блока очистки входят пескоулавливающий бункер, отстойник с нисходяще-восходящим потоком, тонкослойный отстойник и фильтр с плавающей загрузкой из гранул пенополистирола.

Бункер выполнен в виде тангенциальной песколовки. Задерживаемый песок выпадает на дно бункера и периодически удаляется в мусоросборный контейнер. Осадок из приямков периодически удаляется через осадочные трубы, с помощью вакуумной автоцистерны. Нефтепродукты с поверхности отстойников собираются с помощью поворотной трубы в сборную ёмкость, а из неё периодически, по мере заполнения, в инвентарную переносную ёмкость, в которой вывозятся на утилизацию.

Осветлённые воды поступают на фильтрацию, причём по мере кольматации пор фильтрующей загрузки потери напора на ней возрастают, и уровень воды растёт, что сигнализируется поплавковым датчиком. При достижении предельного уровня необходимо осуществить промывку фильтра за счёт включения в работу дренажа малого сопротивления, расположенного у дна фильтра, за счёт открывания шарового крана на вводе соединительного трубопровода в насосной станции. При резком падении гидравлического сопротивления системы расход сточных вод через загрузку скачкообразно возрастает, расстояние между гранулами увеличивается и загрязнения, накопившееся в порах загрузки вымываются. После закрывания шарового крана начинается новый цикл фильтрации.

Блок очистки благодаря совмещённой компоновке четырёх ступеней очистки, общей системе отведения выделенных из сточных вод нефтепродуктов, компактен и легко транспортируется.

После блока очистки сточные воды поступают на сорбционный фильтр, выполненный в виде ёмкости, нижняя часть которой заполнена сорбентом – мезо-пористым ископаемым углём. При протекании сточных вод через сорбент из них удаляются растворённые нефтепродукты до остаточного содержания 0.05 мг/л, после чего сточные воды через дренажную систему фильтра направляются на сброс. Предусмотрены все необходимые мероприятия, обеспечивающие взрывобезопасность установок: подземное размещение емкостей; сигнализация о достижении предельного уровня сточных вод в блоке очистки; закрытый способ удаления нефтепродуктов с поверхности сточных вод; линии деаэрации имеют выброс на высоте 2.5 м от поверхности земли и оснащены огнепреградителями; соединительные трубопроводы сточных вод имеют гидрозатворы (т.е. соблюдаются требования НПБ III-98*).

В случае использования установок для очистки сточных вод с территории нефтебаз, где уровень загрязнения сточных вод нефтепродуктами может быть значительно выше (до 10г\л), перед установками предусматриваются нефтеловушки.

В случае применения установок "Свирь" в системах оборотного водоснабжения моек грузовых автомашин (без использования авто шампуней при мойке) установка дополняется приёмным баком фильтрованной воды, прошедшей блок очистки, насосом, подающим воду на мойку, и гидропневматическим баком. Работа насоса автоматизируется по реле давления, установленному на баке, которое поддерживается на уровне 0.7 МПа (70 м вод. ст.).

В приёмном баке предусмотрена подпитка от сети водопровода через поплавковый клапан и перелив избыточной воды, которая может образоваться за счёт споласкивания автомобилей водопроводной водой. Переливная вода проходит сначала адсорбционный фильтр, а затем отводится на сброс.

При мойке легковых автомобилей используются авто шампуни, переходящие в сточные воды. Поэтому при оборотном водоснабжении моек возникает задача удаления поверхностно-активных веществ из сточных вод до уровня, не препятствующего для мойки автомобилей.

Установка "Свияга" для системы оборотного водоснабжения моек легковых автомобилей решает эту задачу.

Установка обеспечивает подачу загрязнённых моечных вод на очистку, предварительную очистку этих сточных вод с удалением основной части поверхностно-активных веществ и взвешенных частиц, дополнительную очистку моечных вод для повторного использования при мойке с подачей их к моечным постам с напором до 0.7 МПа (70 м вод. ст.), а также глубокую очистку избыточной воды перед сбросом. Кроме того, оборудование установки обеспечивает обезвоживание осадка, образовавшегося в процессе очистки сточных вод и собранных поверхностно-активных веществ.

Технологический процесс в установке "Свияга" проходит по следующей схеме. Загрязнённые моечные воды системой лотков отводятся к приямку в полу, перед сливом сточных вод в котором предусмотрен порог для задержания песчаных частиц. В приямке установлен погружной дренажный насос, работа которого автоматизирована по уровню воды в приямке за счёт встроенного датчика уровня.

Сточные воды перекачиваются в блок очистки, первоначально поступая в отделение флотации. Флотатор работает по напорной схеме, причём в качестве рабочей жидкости используется часть очищенной воды, подаваемой на мойку (ответвление на напорной линии), которая смешивается с воздухом в эжекторе и поступает в сатуратор, расположенный во флотаторе.

Всплывшая флотопена с основной частью взвешенных частиц и нефтепродуктов собирается в лоток, в котором гасится за счёт разбрызгиваемой воды и сливается в сборную ёмкость. Часть взвешенных веществ выпадает в виде осадка и собирается в нижней части наклонного днища. Периодически осадок удаляется через отводящий трубопровод в фильтровальный модуль, установленный в сборном приямке.

Вода, поступившая из флотационного отделения в отделение моечной воды, проходит фильтровальный модуль из слоя песка на подложке из фильтровальной ткани, в котором проходит дополнительное удержание взвешенных частиц и нефтепродуктов, а затем забирается насосом и подаётся к моечным постам.

При повышении уровня воды в отделении моечной воды она переливается в отделение избыточной воды, где проходит последовательно фильтровальный модуль, на котором удерживаются взвешенные частицы и нефтепродукты, и сорбционный фильтр с загрузкой из мезо-пористого ископаемого угля, на котором осуществляется глубокое удаление нефтепродуктов. Очищенные воды через дренажную систему направляются на сброс.

Погашенная пена, собранная в емкости, сливается в переносную ёмкость, в которой после отстаивания разделяется на осадок и всплывшие вещества, с промежуточным слоем воды, сливаемой через кран в приямок сбора загрязнённых моечных вод. Остающиеся в ёмкости отходы вывозятся на утилизацию (обычно по договору с предприятием по переработке промотходов).

Фильтровальные модули по мере кольматации загрузки извлекаются из блока очистки и приямка и их загрузка, вместе с задержанными загрязнениями, сбрасывается в контейнер для осадков, который затем вывозится для использования содержимого при планировочных работах.

Песок для загрузки фильтровальных модулей, хранится в контейнере, также поставляемый с установкой.

Сорбент из блока очистки заменяется по мере исчерпания его ёмкости, что определяется по остаточному содержанию нефтепродуктов в избыточной сбросной воде (обычно замена требуется 1 раз в 2 года). Расход сорбента можно снизить вдвое, если использовать нижнюю половину отработанной загрузки в комбинации со свежим сорбентом, засыпая её в верхнюю часть загрузки.

Использование установок "Свирь" и "Свияга", выпускаемых в достаточно широком диапазоне производительностей ("Свирь" - от 1.5 до 20 л/с, "Свияга" - от 1 до 2.5 м3/час) позволяет практически полностью обеспечить потребности строительства автотранспортных предприятий в сооружениях для очистки дождевых сточных вод и системах оборотного водоснабжения.

Вышеуказанные установки выпускаются в течение 5-ти лет и прекрасно зарекомендовали себя в ряде регионов: в г. Москве и в Московской области, в Калужской, Воронежской, Тульской, Владимирской, Курской, Смоленской, Тюменской, Омской областях, в Республике Удмуртия как надёжные в работе и удобные в монтаже и обслуживании.